Галопом по Карибам с Assassin's Creed IV: Black Flag
Так исторически сложилось: чем выше порядковый номер игры в серии, тем сложнее чем-то порадовать, а уж подавно и удивить целевую аудиторию. Особенно нетривиальной задача становится тогда, когда новые игры стабильно выходят с интервалом в год. Прошлой осенью сообществу презентовали Assassin's Creed III, а почти сразу же следом за ней выскочила Assassin's Creed: Liberation. Благополучно минувший октябрь 2013 года ознаменовался выходом Assassin's Creed IV: Black Flag на приставках текущего поколения. Я явилась в этот грешный мир, чтобы помочь вам, дорогие геймеры, освободиться от плена предрассудков, в который чуть было поначалу не угодила сама.
Итак, Дезмонд героически отдал свою жизнь ради спасения мира. Апокалипсис отгремел, но человечество, даже изрядно пострадав, выстояло и понемногу стало подниматься с колен. Уже полгода как Abstergo Entertainment заседает в новом высокотехнологичном многоэтажном офисе и даже успело завершить свой первый независимый проект «Освобождение», в котором Анимус извлекал генетическую память Авелины де Гранпре. Второй проект корпорации, направленный на реконструкцию исторических событий, нацеливает шайтан-машинку на лагерь карибских пиратов, сердце которого — человек с до боли знакомой нам фамилией «Кенуэй». Эдвард Кенуэй, отец подлеца-Хейтема и дед Радунхагейду.
Свободолюбивый характер и душа романтика, жаждущая приключений, не дали Эдварду ужиться с молодой супругой. Она была готова довольствоваться тем малым, что способна дать отцовская ферма, и ждала того же от мужа, но того манил морской простор, он мечтал стать капером. Небольшой семейный разлад помог Эдварду приблизиться к исполнению мечты и променять капризную жену на не менее капризную водную гладь, и одна из вылазок закончилась тотальной неудачей: корабль потерпел крушение. Выбравшись на берег, Эдвард обнаружил, что уцелеть удалось не только ему, но и некоему Дункану Уолполу, брату ордена ассасинов.
Знакомство Эдварда с Дунканом продлилось недолго и закончилось небольшим кровопролитием, которое для последнего оказалось фатальным. Придя к соглашению со своей пиратской совестью, Эдвард обыскивает карманы ассасина и обнаруживает артефакт и письмо, сулящее внушительную награду за доставку этого артефакта в нужные руки. Кенуэй берет себе вещи, одежду и даже имя Дункана и отправляется в Гавану за своей наградой, даже не подозревая, что идет прямиком в лапы к тамплиерам, а Уолпол — отступник, которому он, сам того не подозревая, помогает завершить предательство ордена. На сей раз цель тамплиеров — таинственная Обсерватория, добраться до которой значит заполучить небывалую власть и мощнейшие рычаги влияния.
В определенный момент (а лучше, как говорится, поздно, чем никогда) в черепе Эдварда зарождается мысль, что он совершил ошибку. Зарождается она не без помощи брата-пирата Джеймса Кидда, и ближайшей жизненной целью Кенуэйя становится искупление своей вины перед орденом ассасинов. Хотя и про основную свою цель — стать богатым и знаменитым — Эдвард не забывает. Тем временем оператор Анимуса, управляющий действиями протагониста из нашей печальной реальности, став жертвой коварной манипуляции, получает доступ к информации, которую ему бы не следовало знать. Даже будучи мертвее некуда, Дезмонд Майлз вновь умудряется стать осью, вокруг которой вращаются все самые важные события, и тут-то мы и понимаем, что Assassin's Creed IV – это все-таки полноправное продолжение основного сюжета серии, а не просто попытка заработать на распиаренной франшизе в easy mode.
Сохранив основные опознавательные знаки серии, Ubisoft умудряются в корне переделать практически всю игру. Главным образом, теперь вместо нескольких фиксированного размера ключевых локаций в распоряжении у нас огромный открытый мир. Доступная для исследования территория по своей площади вполне сопоставима с той, что предоставляла игроку TES V: Sryrim. и плотность событий на квадрат площади схожая. Если в третьей части морские сражения были фишкой, не носящей обязательного характера, то сейчас передвижение по водной глади — важная часть игрового процесса, от которой не отвертишься. Впрочем, нет, отвертеться можно: для нелюбителей валандаться по бесшовным мирам предусмотрена возможность быстрого перемещения, но сколько при этом теряет игрок — словами просто не передать.
Море полно сокровищ. Практически на каждые полкилометра приходится по плавающей кучке хабара. Каждые километр-полтора можно подобрать мирно болтающегося в воде на обломке доски человека, и он благодарно станет частью вашего экипажа. В специально отведенных Великим Рандомом местах разрешена хардкорная рыбалка: с вязанкой гарпунов под мышкой мы в шлюпке выходим в открытое море и ловим касаток и акул. Обещанный купол для подводного ныряния за сокровищами также выдается игроку по мере продвижения по сюжету. Не говоря уж о том, что море просто кишит кораблями, которые так и просятся быть ограбленными, и фортами, что просто молят о взятии. Была слегка изменена система боя на воде, и теперь она предполагает более точное наведение на цель, включая регулировку высоты полета снарядов.
С помощью волшебной подзорной трубы вы можете узнать не только тип корабля, что маячит на горизонте, но и товары, которые с него можно прибрать при абордаже. Все, что вы награбите с вражеского судна, в дальнейшем может быть использовано как материалы для улучшения вашего основного корабля - «Галки». Само же вражеское судно можно разобрать по досочкам для ремонта или же сделать частью персонального флота, который можно отправлять, как и в третьей части серии, на различные миссии, что периодически будет сопровождаться прохождением забавной мини-игры. Взятие судна на абордаж, как и штурм форта, происходит, как правило, в две стадии: в первой на водной глади происходит активный обмен чугунными любезностями, во второй (если вы до нее доживаете) вы высаживаетесь на борт вражеского корабля или проникаете в сам форт с десятком своих верных матросов и отрубаете заданное количество офицерских голов. По завершении штурма выносите все, что не прибито гвоздями к палубе и радуетесь очередной победе.
Суша же предоставляет игроку уже привычный ассортимент развлечений, в который традиционно входит синхронизация всех точек обзора, ловля улетающих листочков (на сей раз на них написаны пиратские песни) и выполнение контрактов на устранение отдельных неудобных личностей. Для полноты атмосферы пиратской эпохи по карте, помимо обычных сундуков, местами рассованы сокровища. Игрок находит карту, на которой обозначены координаты искомого острова и нанесены основные опознавательные знаки того места на острове, где вас ждет заветная нычка. В ней — деньги. Очень много денег. Эдвард рад.
Еще один масштабный побочный квест игры может показаться неожиданным для тех, кто не ознакомился с Assassin's Creed: Liberation, в которой игроку довелось соприкоснуться с тайнами древних майя. Стелы майя, по одной-две, расположены почти на каждом острове, и разгадать их тайну под силу только человеку с особым даром, кем и является Эдвард. Решая средней сложности графическую головоломку, он обнаруживает места захоронения особых камней, набрав которых два десятка штук, он сможет отпереть дверь в гробницу майя, где его будет ждать совсем уж вкусная награда.
Помимо всего вышесказанного, к шестой части серии разработчики решили вновь задуматься о стелс-составляющей. Количество миссий, требующих от игрока скрытности, внимательности и изворотливости, уже в первые же часы игры, пожалуй, превышает суммарное количество стелс-миссий в последних трех играх. Все так же, правда, ассортимент их привычен: проследить за целью, не спалившись, подслушать разговор, проследовав за жертвой по всем кустам, аккуратно что-нибудь скапитализдить или испортить... впрочем, в отличие от Dishonored или грядущего Thief, игра не требует от нас полностью бескровного прохождения, как и всегда: достаточно просто не устраивать массовых мордобоев.
Говоря о массовых мордобоях, надо сказать и о некотором изменении поведения Искусственного Идиота. Враги наши стали на порядок суровее, сильнее и злее. Если уж приходится выйти на открытое противостояние, то тут уж либо вы их, либо они вас. Попытаетесь убежать — они будут напрыгивать на вас сзади и валить на землю. Попытаетесь, как можно было раньше, залезть куда повыше и прыжком веры спрятаться в стоге сена? Флаг вам пиратский в руки: они дождутся, пока вы свалитесь в этот стог, аккуратно вас оттуда вынут и продолжат опускать почки. Выстоять соло против десятка врагов уже не будет таким плевым делом, как раньше, и резон проходить игру без лишних стычек вполне ощутим.
Однако у этой медали ожидаемо есть и обратная сторона. Когда вражеский непись не предвкушает получения люлей, он просто полнейший лох. Впрочем, кто играл в Skyrim... пофиг, кто играл в Skyrim, тот и над AC IV посмеется. Пожалуй, вот этот куст, рядом с которым минуту назад исчез мой собрат по ордену, идеально подходит для того, чтобы встать к нему спиной, не так ли? Пойти сквозь тьму ночную на свист к тому стогу сена — тоже, определенно, отличная идея. И уж точно ничего плохого не случится, если я решу пощелкать клювом в зарослях, из которых только что донесся чей-то крик. Это — примерная логика поведения ни о каком западле не подозревающего врага, и тут Ubisoft крепко жмет руку Bethesda с их фирменным «Сквозняк, наверное».
В целом, представленный в шестой части серии мир идеально подходит для обитания в нем настолько неоднозначного, противоречивого, потрясающе проработанного персонажа как Эдвард. Сюжет однозначно порадует гиков, хотя и даст, пожалуй, пучок поводов для критики в части исторической достоверности. С другой стороны, как говорится в старом анекдоте, Маша это Маша, а два раза это два раза. Двадцать с лишним часов прохождения одного лишь сюжета, не говоря уж о потенциальном времени, которое вы проведете, открывая каждый уголок карты, говорят о том, что разработчик потрудился на этот раз очень добросовестно. Проработка поражает: даже если герою было отведено всего две минуты экранного времени, за ним все равно стоит отдельно продуманная история. Помимо геймплея, не один час вы в итоге можете провести просто за чтением. Графика прекрасна даже для консолей уходящего поколения, и лишь озвучка пострадала тем, что часть диалогов не была переведена на русский, и иногда враги все еще говорят на языке оригинала.
Ряд обидных помарок и глупо реализованных условностей не позволит с чистой совестью выставить игре высший балл, но все же Assassin's Creed IV: Black Flag — это однозначный must have для всех, кому хоть немного понравились первые пять частей серии.
и дружным Sensorium commune на палубе "Галки",
с пиратским приветом для GAMER.ru